Stranger_NN (strangernn) wrote in shushtechnik_ru,
Stranger_NN
strangernn
shushtechnik_ru

Category:

Паровой самолет Airspeed 2000 - первый и последний успешный паролет.


Airspeed 2000 братьев Беслер.

Казалось бы - самолет и самолет, что в нем такого? В общем-то ничего, если не считать того, то это первый и последний относительно успешный паровой самолет. Я знаю про целую кучу проектов и едва отрывавшихся от земли аппаратов - но это-то летал, причем не хуже сверстников с ДВС. И даже работал на почте.


Создан этот аэроплан был в 1933 году в США братьями Besler. Сердцем машины была двухцилиндровая паровая машина мощностью в 150л.с., вращавшая двухлопостной деревянный винт фиксированного шага. Собственно, замечу, что в изменяемом шаге винта необходимости не было, поскольку паровая машина совершенно свободно может работать на любых оборотах и без проблем реверсироваться (где-то на третьей минуте ролика видно как).


Двигатель самолета

Преимуществом использования паровой машины стала и полная независимость ее мощности от высоты полета - то, чего с большим трудом и нагнетателями добивались конструкторы авиамоторов внутреннего сгорания, творения которых начинали задыхаться с падением плотности воздуха - было врожденным качеством паровой машины, оперирующей разницей давлений. Причем разница была довольно заметной - уступая в номинальной мощности на уровне моря двигателям аналогичных легких самолетов (тогда для них нормой было 180-200л.с.) самолёт братьев Беслер сравнивался с ними уже на высоте 2000м., а на больших высотах доступная пилоту мощность была даже выше, чем у самолетов с ДВС.

Обратите внимание на массогабаритные характеристики установки - она имеет меньшую массу, чем моторы жидкостного охлаждения той же мощности и заметно меньшее лобовое сопротивление, чем сравнимые по массе радиальные двигатели воздушного охлаждения.


Братья Беслер у своего самолета

Еще одним достоинством паролета была его бесшумность. Никакого рева двигателей не было и в помине, только гул пропеллера. При испытаниях было отмечено, что на земле можно было слышать, что говорит пилот пролетающего самолета! Это, несомненно, важный фактор как в коммерческом применении (рев двигателей не раздражает живуших по соседству людей), так и в военном плане - до сверхзвука тогда было далеко, и атакующие самолеты заблаговременно выдавали себя ревом моторов. Если бы они могли атаковать бесшумно - было бы здорово.

И, разумеется, не забудем про экономическую эффективность решения. Никаких высокооктановых бензинов, никаких дорогостоящих моторных масел, способных работать в экстремальных условиях авиамотора внутреннего сгорания, огромный межремонтный ресурс (очень мягкие для материалов условия эксплуатации) и простота конструкции, доступной для ремонта механику средней руки, стойкость к повреждениям...


К сожалению, однако, идея развития не получила - на тот момент развитие классических авиамоторов шло огромными темпами, и заниматься "устаревшей" технологией никто не пожелал.. Жаль, что Беслеры не подружились с Доблями - вместе они смогли бы куда как более убедительный самолет построить.. Впрочем, идея не умерла, и энтузиасты активно работают над современными паролетами - уж больно много у них преимуществ стало выявляться с течением времени..


Да, я знаю, что это широко известный аппарат. Но в сообществе его не было - пусть будет..
Tags: 1933, США, паровая машина, самолет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments